Музейные экспонаты в МИР "Куутерселька 1944"
Экспонаты представленные в нашем МИРе являются подлинными участниками событий 1940 - 1944 годов. Все они найдены на местах боев на Карельском перешейке. Каждый из них имеет свою непростую историю и для многих трагическую...
Индивидуальный стрелковый щиток
Индивидуальный стрелковый щиток РККА образца 1938 года типа "ЗБШ". Изготовлен на Ижорском заводе. Предназначен для защиты бойцов во время обороны и позиционной войны, становился на край окопа или траншее и позволял относительно безопасно вести огонь. Для винтовки предусмотрено специальное окно. Зимой мог укрепляться на лыжах - получался наступательный вариант. Подобные щитки использовались, как в рамках советско-финлянской войны 1939 - 1940 года, так и во время Великой отечественной, как советскими, так и финскими солдатами.

В правой плоскости щита была сделана бойница для стрельбы размерами 120×65 мм. Расположение бойницы обеспечивало обстрел из винтовки вправо от оси щитка на угол 40–45° и влево на угол 10–15°. При стрельбе из ручного пулемета сектор обстрела уменьшался на 5° с обеих сторон. Вес щита без лыж составлял 38,7 кг. Захват лыжи осуществлялся за счет затягивания болта между неподвижной планкой, приваренной к щиту, и подвижной лапкой.

Данный бронещиток найден в 2014 году на бывшей линии Маннергейма в районе поселка Кирилловское.
Командирская башенка от танка КВ-1
Командирская башенка от тяжелого советского танка КВ-1С. Это модификация знаменитой боевой машины была выпущена в 1942 году. Буква "С" в индексе означает "скоростной": главная цель модификации снижение общего веса танка, повышение его маневренности и живучести. Впервые на серийных тяжелых танках советского производства появилась специальная бронебашенка для командира машины с пятью смотровыми щелями по периметру. Щели имели бронестекла и опускаемые заслонки.
Башенка, которую вы видите перед собой, была найдена в 2015 году в полутора километрах отсюда, на месте танковой битвы при Куутерселька 15 июня 1944 года. Она сильно повреждена внутренним взрывом - вероятно, танк погиб от детонации боекомплекта. Судьба экипажа не известна.
Фрагменты винта
Один из экспонатов музея под открытым небом - винт от самолета "Аэрокобра".
Белл P-39 "Аэрокобра" (англ. Bell P-39 Airacobra) — американский истребитель периода Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени конструкцией (двигатель располагался сзади кабины пилота и был связан с воздушным винтом длинным валом). Половина всех выпущенных самолетов (более 4500 единиц) были поставлены в СССР по линд-лизу. На P-39 летали самые результативные асы, как Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Александр Клубов. Истребители Р-39 считались более престижными, ими вооружали полки, пользовавшиеся особым вниманием командования. Возможно самолет принадлежал 102-й, 103-й гв. иап Ленинградского ПВО или 191-й ИАП.
Винт найден в районе г. Выборга. Судьба летчика до сих пор не известна.
Бронеколпак со следами современных "ценителей" металла
На линии ВТ получило распространение широкое использование литых бронеколпаков с амбразурами для пулеметов. Они устанавливались как в пулементных гнездах, так и в ДОТах. Бронеколпаки делились по своему назначению на пулеметные, наблюдательные и совмещенные. Финские литейные производства в Курхула и в Вяртсиля выпускали бронеколпаки различных типов. Пулеметные бронеколпаки имели модификации: М/40, М/41, М/42 и М/43, а наблюдательные М/40, М/41 и М/44 в соответствии со временем их разработки и запуска в серийное производство. Пулеметные бронеколпаки выпускались с одной амбразурой, при этом совмещенные имели дополнительную смотровую щель. Пулеметные гнезда оборудовались системой водяного охлаждения, обеспечивавшей бесперебойную работу станковых пулеметов, а также системами газоотвода и принудительной приточной вентиляции. Однако далеко не во всех пулеметных гнездах это оборудование успели установить.
Фотографии Sa-kuva, Kuu-kuva, И.Галичаниной, с сайта http://warspot.ru, Jari Juvonen