Пулеметный тяжелый бронеколпак М/41 (Panssarikupu)
Предназначен для стрельбы из пулемета Максим, а также обеспечения защиты находящегося в нем военнослужащего от поражающего воздействия различных видов стрелкового и артиллерийского оружия и осколочных гранат.

Основные параметры объекта
Размеры:
Высота 1700 мм, диаметр 1300 мм, сектор обстрела 40 градусов
Материалы:

Толщина брони
240 - 300 мм

Тип брони —
уточняется
Количество:
Точное количество установленных бронеколпаков на линии VT уточняется. На линии Салпа было установлено 289 бронеколпаков.
Защита:
Обеспеченность от поражения 152-мм снарядами создавала устойчивость в обороне колпака, В большинстве случаев, до открытия огня из них, бронеколпаки выявить не удавалось

1. История появления бронеколпаков и финских колпаков различных моделей М39/М40/41/42/43
Первые наблюдательные колпаки в Российской империи появились в крепости Осовец в 1912 году, благодаря инженерным решениям Клокачева и Голенкина. А началось эти изыскания еще Главным инженерным управлением (ГИУ) в 1897 г. с идеи использования в сухопутной фортифкации броневых наблюдательных пунктов. К сожалению, все необыкновенно скромные российские наработки в этой области заканчивались в 1914 г. установкой 22 колпаков в крепости Осовец (8 штук системы Голенкина и 14 штук системы Клокачева), 4 колпаков в крепости Модлин (3 штуки системы Аренса и 1 штука системы ГИУ), 2 колпаков в крепости Ковно (2 штуки системы Аренса), а также минимум 2 колпаков в крепости Гродно (2 штуки системы ГИУ), что в целом дает едва 30 броневых закрытий для наблюдателей пехоты либо артиллерии. Подробнее об истории установки и эксплуатации российских броневых наблюдательных постов и бронеколпаков можно прочитать по ссылке от гуру фортификации Владимира Калинина и его перевода работы Богуслава Пержика (Boguslaw Perzyk (Warszawa)). При этом уже в 1916 году при обороне Вердена французы впервые применили фортификационную новинку - пулеметный бронеколпак. Назывался он, каземат Памарта, по фамилии изобретателя, капитана Памарта (Pamart). Бронеколпак был установлен на линии Вердена (Франция). Вооружение два 8-мм пулемета Хотчкиса (Hotchriss). Далее различные виды бронеколпаков стали активно устанавливаться и на Линии "Мажино". Новаторская идея французов была оценена в других странах и уже в двадцатых годах пулеметные бронеколпаки появились в оборонительных сооружениях Германии, Польши, Италии и других странах.
А вот финны пришли к идеи создания своего пулеметного купола (фин. Panssarikupu) с опозданием почти на двадцать лет. На Линии Маннергейма были установлены только наблюдательные бронеколпаки. Это был первый запущенный в серийное производство malli 1939 (модель 1939) или просто М39. Литые бронеколпаки имел две или шесть смотровых щелей, все модели оснащались отверстием для перископа. Толщина брони литых бронеколпаков варьировались от 150 до 200 мм, внутренний диаметр 110 см. Весили такие бронеколпаки от 5 до 7 тонн. Были рассчитаны на попадание 8-дюймового снаряда (203 мм!) и вошли в широкое употребление после проведения серии удачных испытаний. Бронеколпаки изготавливали из мягкой стали, а после отливки подвергали отжигу для снятия внутренних напряжений. Их отливали, главным образом, на ремонтно-строительном заводе в Кархула (Karhula). Наблюдательные бронеколпаки, помимо своей прямой функции могли выполнять и огневые задачи в условиях ближнего боя. Для этого применялись специальные казематные пистолет-пулеметы Суоми, «Суоми — бункер», приспособленные для стрельбы через наблюдательные щели. Но ход Зимней войны показал, что М39, после обнаружения, разрушается навесным огнем артиллерии крупного калибра. Поэтому было принято решение начать производство следующей модели. Первая "пулеметная" модель была изготовлена в 1940 году и получили индекс М40. За первый год было изготовлено 56 куполов. Фирма изготовитель Karhula, позднее к ней присоединились металлургические компании Vuoksenniska, Lokomo, Vartsila. Производственный выпуск в среднем составлял 30 штук в месяц. Почти все изготовленные М40 были установлены на линии Салпа. Вступив в войну против СССР, финны наладили выпуск следующей модели М41. Предназначался он специально для сооружений самого массового V класса устойчивости. Практически всё различие между этими моделями были только по высоте, М41 был выше предшественника почти на метр. Но высота повлекла за собой и увеличение веса изделия, что сказывалось на трудоемкости по доставке и установке. Кроме того, уже к 1943 году финская экономика с трудом исполняла заказы военных, а один купол обходился казне в 100 тысяч финских марок. И поэтому финны снова вернулись к выпуску М40, но под индексом М42. Его можно было используя только мускульную силу доставить и незаметно установить на передовой. А ещё наряду со стандартным М42 который весил около пяти тонн, выпускали и его облегченный вариант не тяжелее трех тонн. Все модели были рассчитаны на установку пулемета Максим, но была предусмотрена возможность установка пулеметов ДТ или ДП. Колпаки обычно маскировались и укреплялись сверху камнем и землёй или цементом — наиболее укреплённые огневые точки на их базе имели толщину железобетонных стенок более двух метров, и ещё порядка полутора метров каменного слоя (чаще всего — гранита), что делало конструкции почти неуязвимыми для снарядов 152-мм и малоуязвимыми для гаубиц и мортир 203 - 210-мм. Также они выдерживали прямые попадания снарядов 76-мм по передней стенке и похожих калибров, что подтвердили тестовые обстрелы проведенные в 1943 году на полигоне в укрепузле Суммаярви (SJ) линии Маннергейма.
Тогда же в 1943 году финны принимают решение запустить в производство новую модель пулеметного бронеколпака М43. Толчком к этому послужили замечания и жалобы расчетов дотов и результаты огневых испытаний. В ранее описанных моделях (М40/41/42) был минимальный обзор, малый объем пространства, только один стрелок мог поместиться в куполе, который к тому же должен был закрыть за собой люк в полу на котором он стоял. Кроме того, по результатам опытов было сделано предсказание о том, что из колпака будет невозможно вытащить раненного или убитого наблюдателя, который заклинит собой этот люк. И поэтому в М43 произошли значительные изменения в конструкции бронеэлементов. Наружная поверхность купола перестала быть гладкой, на её поверхности появились наросты - "бородавки" которые визуально ломали внешний вид и служили средством дополнительной маскировки. Задняя стенка имела вырез, теперь в него можно было подняться по лесенке. И появилась модификация, где рядом с пулеметчиком был наблюдатель-корректировщик огня. Выполнялась она в двух вариантах, наблюдатель слева или справа. Если пулеметный М43 весил от 4,7 до 9 тонн, то вес сдвоенного доходил до 13 тонн. Пулеметные гнезда оборудовались системой водяного охлаждения, обеспечивающей бесперебойную работу станковых пулеметов, системами газоотвода и принудительной приточной вентиляцией, а также переговорной трубой для связи с наблюдателем (т.к. пулеметчик ориентировался только сектора стрельбы) и трубой для удаления гильз от пулемета. Для локализации звука при попадании снаряда или бомбы, в некоторых сооружениях была создана звукопоглощающая обшивка или подбой, которым внутри обшивались все помещения. Подбой представлял из себя стеклянную вату толщиной 5 см, заключенную в металлическую сетку.
2. История найденного на линии VT бронеколпака

В декабре 2020 года с командиром нашего поискового отряда "Озерный" Сергеем Загацким связался поисковик и рассказал, что на рубежах линии VT (сектор обороны Рийколо у поселка Сосново) в обломках взорванного подземного бункера, был найден сохранившийся целиком финский пулеметный бронекупол. Поисковик очень хотел, чтобы этот бронеколпак был извлечен из земли и установлен в МИР "Куутерселькя 1944". Во время войны такие стояли во многих укрепрайонах линии VT, но после тяжёлых боёв 1944-го большинство были взорваны и сданы на металл.
Тот, что был найден, вероятно, один из последних, сохранившихся целиком на линии VT. Такие купола были и в Куутерселькя - мы находили в лесах их фрагменты. Поэтому было решено перевезти уникальный артефакт под номером №6493 (еще нужно будет выяснить судьбу его производства) в наш музей и установить на позиции - так, как это было в 1944-м. Так, чтобы у гостей мемориального района была возможность заглянуть внутрь и увидеть подлинный пулеметный станок, сохранившийся внутри бронекупола. Подробности, что произошло далее, события 3 дней под подъему бронеколпака - вы сможете увидеть на видео.
Рядом с развалинами одного из подземных убежищ №4040, мы нашли руины какого-то небольшого бетонного сооружения - возможно, как раз бетонного основания под бронекупол. Следующую задачу, которую нужно было решить - восстановить на обломках этого взорванного основания - идентичное основание для бронеколпака. Как раз весь 2021 год наша команда этой задачей и занималась. Были найдены необходимые финские чертежи аналогичных бетонных сооружений, разработана 3D-модель в САПР КОМПАС-3D (спасибо за лицензию!) , произведены проверочные расчеты в специализированной САЕ системе, чтобы проверить расчеты 80 - летней давности финских инженеров. Расчеты выполненные безвозмездно расчетчиками APM WinMaсhine (за что им отдельное спасибо также за расчет!) показали, что выбранные материалы по типу арматуры металла и диаметру, марке цемента должны выдержать реальный вес бронеколпака и поэтому мы приступили к строительным работам по восстановлению основания. Поздней осенью 2021 года работы были завершены. Огромную благодарность за работы по восстановлению основания для бронеколпака, завоз необходимых материалов хочется выразить - Сергею Солохе, Михаилу Майковичу, Александру П., строительной бригаде Усмонова Зарифа и его помощникам - Суюнову Дастону, Бахриддинову Мухиддину, Хушвактову Хусану. Без них мы бы просто не справились.
3. История перевозки и установки бронеколпака в МИР

В феврале 2022 года начался процесс перевозки бронеколпака в музей. Перевозить решили именно зимой, чтобы не повредить верхний слой моха в МИРе и уменьшить нагрузку на почву. В январе 2022-го мы не смогли его поднять на манипулятор, как ни старались. Но зато проложили по лесу маршрут по глубокому снегу, построили 2 моста до основания колпака и подготовили все, что могли подготовить. Но, во второй раз, оценив все сложности и учитывая риски смогли это сделать! Общая масса грузовой машины с манипулятором и бронеколпака превысила 29 тонн. Огромную благодарность выражаем Команде "Марс Марс", их помощникам и его главным "технарям" - Роману и Сергею, которые кажется могут вытащить любой груз из самой сложной ситуации. Подробности непростой перевозки бронеколпака и история, как это делали финны в 1941- 1944 годах в интересном видео.
**Фотографии, видео и материалы по бронеколпаку из книги Е.Балашова, И. Шереметьева "Линия ВТ", со страницы и архива SA-KUVA, Медвежьегорского районого музея, частных коллекций, ЦА МО РФ, С.Загацкий, Марс Марс, ВА-Поиск,Э.Л. Коршунов А.А. Михайлов А.И. Рупасов Линия «Салпа» – оборонительный рубеж на восточной границе Финляндии