Противотанковые инженерные заграждения (фин. Lohikäärmeen hampaat - "зубы дракона"), предназначены препятствовать продвижению танковых и моторизованных частей противника.
Основные параметры объекта
Размеры надолба:
120*120*90
Количество:
130 000 штук доставлено и только 17 700 установлено
Материалы:
Гранит или бетон
Технология строительства заграждений
Первым препятствием, стоявшим на пути наступающих войск, являлась многорядная полоса проволочных заграждений, за которой проходило несколько рядов противотанковых надолбов. На особо опасных участках эти система усиливалась противотанковыми рвами, эскарпами или контрэскарпами. Все заграждения должны были простреливаться фланкирующим пулеметным и артиллерийским огнем. Подходы к заграждениям минировались. Учитывая опыт войны 1939-1940 гг., финские офицеры-проектировщики создали принципиально новую систему противотанковых заграждений, включив в нее специальные устройства, блокирующие проходы в створах дорог. Размеры гранитных блоков были увеличены в полтора-два раза, чтобы противостоять атакам тяжелых танков. Кроме гранитных блоков стали широко применяться бетонные монолитные надолбы, которые можно было изготавливать непосредственно на местах. На отдельных участках устанавливались сборные надолбы, состоящие из деревянного короба стянутого стальным бандажом, и заполненного камнями. Различные типы надолбов прошли испытания на полигоне близ Петрозаводска в авгуcте 1943 года. Весной 1944 года на линии ВТ было доставлено 130 тысяч гранитных блоков, но из них успели установить на главных направлениях 17 700 штук или 15% от запланированного количества, а на второстепенных участках камни в лучшем случае подготовили к установке. Только перевозка камней с линии Салпа заняла 8 месяцев! С помощью строительной техники было открыто 8 км противотанковых рвов (в том числе в районе Куутерселькя) из запланированных общего протяжения в 27 км. В отличие от надолбов установленных в 1939-1940 гг. на линии Маннергейма, для установки надолб отрывались специальные аппарельные выемки глубиной 1,0–1,2 м, что затрудняло их визуальное наблюдение и не давало возможности организации в них проходов артиллерийским огнем прямой наводкой. Надолбы были установлены почти по всему протяжению обороны, даже на болотистых участках (очевидно для исключения возможности преодоления их танками при наступлении морозов и отсутствии снега). Для затруднения преодоления полосы фортификационных препятствий на подходах к надолбам и за ними устанавливались минные поля.
Фотографии SA-kuva. Текст из книги Е.Балашова, И. Шереметьева "Линия ВТ, и С.Урванцев.